«...планы внутри планов внутри планов...»
«Дюна» Фрэнка Херберта

Когда я только начинала сочинять истории, лет в 11-12, я писала подряд, безо всяких планов и зачастую — без какого-то глобального замысла. Мысли свободно изливались на бумагу (к компьютерам я пришла гораздо позже, и про это будет отдельный пост). Идея расцветала во мне и требовала выхода. Обычно она была сродни яркому впечатлению, основанному на чем-то прочитанном. Я как раз тогда зачитывалась первыми выпущенными на русском языке книгами — Властелином Колец, циклом про Вечного Героя Майкла Муркока и Волшебником Земноморья, и, конечно, DragonLance. Впечатления от прочитанного были столь велики, что требовали немедленноного творческого отклика.

Я начинала и бросала множество «больших романов» — планы и тогда у меня были громадные. Как правило, я стартовала с описания экспозиции, писала пролог, первое большое приключение и... И пасовала. Просто становилось скучно писать дальше, толком не зная, что же будет дальше с героями. Интуитивное продолжение сюжета грозило «провисами» и отходом от основной темы. С одной стороны, фантазия работала на полную катушку. Я была весьма изобретательна, вводила новых героев и старалась придумать какие-то интриги. Но если отдельные эпизоды удавались неплохо, то в целом все оказывалось путанно и не слишком интересно.

Первые попытки написать крупное произведение с планом я предприняла, когда писала первый вариант романа, впоследствии ставшего «Бременем чести». Я исписала большую тетрадку в клетку, самозабвенно придумывая приключения для героев. На отдельном листочке у меня был выписан план, и я старалась ему следовать. Но тут я столкнулась с недоработанностью плана. Например, у меня по порядку следовали два эпизода, между которыми следовал временной провал размером в несколько дней, и я не могла даже предположить, чем же герои занимались все это время.

Писать без плана я не переставала, и много времени посвятила занимательной истории, которая получилась в результате моего увлечения мексиканскими сериалами (напоминаю, речь о 90-х годах, тогда большинство населения России смотрели нечто подобное). Однако просто переживания героев и коллизии в современности мне были не интересны — я верный адепт фэнтези. Поэтому я сохранила интриги, любовные линии, какие-то отдельные моменты — и перенесла в несуществующий, волшебный город. Уже много лет спустя я попыталась возобновить те сериальные потуги, создав «Семеро». Некоторые вещи меня буквально завораживают. Это гладиаторская арена (кто играл в далекие годы в RPG Dark Sun, меня поймет), это маги и их удивительные способности, и, наконец, это идея взросления персонажа, который превращается из бестолкового мальчишки в молодого мужчину. А еще я обожаю мезальянсы — и потому мне близка идея любви какого-нибудь безродного, но очень умелого и храброго гладиатора и высокородной магессы. Конечно, это все найдет отражение в «Семерых».

Вот уже несколько лет я пишу все вещи по плану: будь это новый роман, рассказ или даже маленькая статья по работе. План помогает придать стройность скачущим мыслям, выразить более четко идею, которую я хочу донести до читателей, и расположить фрагменты произведения в безупречном порядке. Чем больше времени я уделяю этапу планирования, тем больше пользы получаю в конечном итоге.

Например, для «Джинна с тоником» я написала два плана: один краткий, с перечислением эпизодов и основными моментами, на которые стоит сделать упор, а второй — развернутый, с подробным описанием каждой важной сцены.

А план по «Шестому роду», второму роману из цикла «Хроники Роналора», занимает больше авторского листа!

Ограничивают ли меня планы в творчестве? Ничуть. Наоборот, составление плана — это один из самых занимательных и креативных этапов создания произведения, в котором полет фантазии практически неограничен. К сожалению, составление плана занимает очень много времени. До той поры, когда все детали головоломки лягут на свои места, и все сюжетные линии найдут интересное завершение, могут пройти недели, а то и больше. Но дело определенно того стоит.