«...планы внутри планов внутри планов...»
«Дюна» Фрэнка Херберта
Когда я только начинала сочинять истории, лет в «Дюна» Фрэнка Херберта
Я начинала и бросала множество «больших романов» — планы и тогда у меня были громадные. Как правило, я стартовала с описания экспозиции, писала пролог, первое большое приключение и... И пасовала. Просто становилось скучно писать дальше, толком не зная, что же будет дальше с героями. Интуитивное продолжение сюжета грозило «провисами» и отходом от основной темы. С одной стороны, фантазия работала на полную катушку. Я была весьма изобретательна, вводила новых героев и старалась придумать какие-то интриги. Но если отдельные эпизоды удавались неплохо, то в целом все оказывалось путанно и не слишком интересно.
Первые попытки написать крупное произведение с планом я предприняла, когда писала первый вариант романа, впоследствии ставшего «Бременем чести». Я исписала большую тетрадку в клетку, самозабвенно придумывая приключения для героев. На отдельном листочке у меня был выписан план, и я старалась ему следовать. Но тут я столкнулась с недоработанностью плана. Например, у меня по порядку следовали два эпизода, между которыми следовал временной провал размером в несколько дней, и я не могла даже предположить, чем же герои занимались все это время.
Писать без плана я не переставала, и много времени посвятила занимательной истории, которая получилась в результате моего увлечения мексиканскими сериалами (напоминаю, речь о
Вот уже несколько лет я пишу все вещи по плану: будь это новый роман, рассказ или даже маленькая статья по работе. План помогает придать стройность скачущим мыслям, выразить более четко идею, которую я хочу донести до читателей, и расположить фрагменты произведения в безупречном порядке. Чем больше времени я уделяю этапу планирования, тем больше пользы получаю в конечном итоге.
Например, для «Джинна с тоником» я написала два плана: один краткий, с перечислением эпизодов и основными моментами, на которые стоит сделать упор, а второй — развернутый, с подробным описанием каждой важной сцены.
А план по «Шестому роду», второму роману из цикла «Хроники Роналора», занимает больше авторского листа!
Ограничивают ли меня планы в творчестве? Ничуть. Наоборот, составление плана — это один из самых занимательных и креативных этапов создания произведения, в котором полет фантазии практически неограничен. К сожалению, составление плана занимает очень много времени. До той поры, когда все детали головоломки лягут на свои места, и все сюжетные линии найдут интересное завершение, могут пройти недели, а то и больше. Но дело определенно того стоит.