maria.kaplya
«Ни дня без строчки!» так называется сборник миниатюр Юрия Олеши, подарившего нам «Зависть» и «Три толстяка». Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений трактует так эту фразу: «Иносказательно: поэт, художник, ученый должен трудиться непрерывно, не пропуская ни одного дня, чтобы не потерять свое мастерство».

Артур Рубинштейн, выдающийся польский и американский пианист, говорил, что если он не будет упражняться один день, он заметит ухудшение качества своего исполнения. Если он пропустит два дня, это заметят критики. А если он пропустит три дня, это заметят слушатели.

Вообще говоря, мне близок подход, который практикуют многие творческие люди. Они исходят из предпосылки, что с каждой выполненной работой мастерство растет, поэтому не нужно делать работу последовательно, а стоит делать ее сразу целиком, но в несколько итераций. Например, когда пишется объемный текст, не нужно создавать главу, редактировать ее, вылизывать, переписывать, а затем приступать к следующей. Лучше будет написать сразу целиком план, затем — подробный план. Затем — все главы. Затем массово их отредактировать. Потом — вылизать. И приступить к конечной стадии придания блеска.

Однако здесь лежит — для меня — одна опасность. Следуя такой логике вещей, допустимо писать не подряд, Глава 1 — Глава 2 — Глава 3, а работать над самыми интересными и важными фрагментами, оставляя вещи поскучнее на потом. Например, Глава 1 — конфликт из Главы 10 — Финальный эпизод — Глава 2 — Связка в Главе 4 между эпизодами... Мне лично такой подход кажется не слишком удачным, потому что когда пишешь сперва все самое интересное и важное, то в итоге остаешься обязанной написать много не слишком интересного текста. Поэтому я предпочитаю писать от начала и до конца, тем самым лишая себя возможности писать «на вдохновении» самые вкусные эпизоды, конечно, они у меня в голове проигрываются не раз, но как правило, пишу я их уже без ажиотажа. Зато эти самые выпуклые и интересные эпизодики служат мне наградой в промежутках между написанием чего-то более скучного.

Таким образом, трудясь каждый день, я иногда делаю это нехотя, иногда же с большим удовольствием (вдохновение приходит, опять же), но работаю постоянно, и не допускаю даже в самые ленивые и сонные дни перейти к послабляющему режиму редактирования, если в данный момент я занята первоначальной конструкцией текста.

@темы: писательское